Увеличим теперь силу F как раз настолько, чтобы тело начало скользить, и после того, как оно начало двигаться, подберем внешнюю силу так, чтобы тело скользило по поверхности стола равномерно. Это будет значить, что возникающая при скольжении сила трения (сила трения скольжения) равна приложенной силе. Измеряя приложенную силу, поддерживающую равномерное скольжение тела по поверхности, мы увидим, что она обычно бывает меньше силы, требуемой для того, чтобы сдвинуть тело с места: сила
130
трения скольжения может быть меньше, чем сила трения покоя.
По аналогии с коэффициентом трения покоя вводится коэффициент трения скольжения, который определяется по той же формуле (64.2), где под f подразумевается сила трения скольжения.
Легко убедиться на опыте, что сила трения скольжения также зависит от рода трущихся поверхностей и, так же как и сила трения покоя, увеличивается при увеличении силы нормального давления тел друг на друга. При увеличении скорости, но неизменной силе нормального давления сила трения скольжения обычно не остается постоянной. Это значит, что коэффициент трения скольжения зависит и от скорости скольжения одного трущегося тела относительно другого. Для многих задач, однако, можно пользоваться некоторым средним значением коэффициента трения скольжения. При весьма малых скоростях его можно считать равным коэффициенту трения покоя.
Даже при большой силе, прижимающей трущиеся тела друг к другу, они всегда соприкасаются не по всей поверхности, а только на отдельных участках. Это объясняется микроскопическими неровностями поверхности тела, остающимися даже при тщательной обработке поверхности. Поэтому силы трения действуют только между этими отдельными участками. Между соприкасающимися участками возникают силы сцепления, которые при скольжении тел направлены в сторону, обратную скольжению. Для уменьшения сил трения скольжения применяется смазка. Смазка состоит в том, что между двумя соприкасающимися твердыми поверхностями вводится слой жидкого масла, изменяющий условия соприкосновения и уменьшающий трение.
§ 65. Трение качения. Возьмем деревянный цилиндр и положим его на стол так, чтобы он касался стола по образующей. В центры оснований цилиндра вставим концы проволочной вилки и прикрепим к ней снабженный очень легко растяжимой пружиной и, следовательно!, очень чувствительный динамометр (рис. 90). Если тянуть за динамометр, то цилиндр покатится по столу. По показаниям динамометра увидим, что нужна весьма небольшая сила тяги, чтобы сдвинуть с места цилиндр и катить его равномерно дальше,— гораздо меньшая, чем при скольжении того же цилиндра, если бы он не мог вращаться и скользил бы по столу. Сила, действующая со стороны стола на катящийся по нему цилиндр, называется силой трения качения. При той же силе давления
131 далее 


Используются технологии uCoz